Финансовый сектор экономики

Финансовый сектор экономики

  • Переходная экономика России
  • Перспективы и цели развития России
  • НИОКР в России

Методика анализа финансового сектора

При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджетную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) система страны состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (сокращенно — налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по характеру ставок — на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида налогов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений — на федеральные, региональные и местные (нередко один налог «расщепляют» между федеральным, региональными и местными бюджетами).

Сопоставляя объем поступающих в бюджет налогов с размерами ВВП страны, определяют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени — на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юридических лиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физических лиц сопоставляют доходы домашних хозяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уплату налогов домохозяйства тратят около Уз своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при покупках товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консолидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов — бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко национальная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом понимает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей.

При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. Ведь дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государственный долг. В отличие от развитых стран, где государственный долг состоит из государственных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирующимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвертируемой) и в иностранной валюте (свободно конвертируемой). При выплате обязательств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможности выплачивать эту часть государственного долга зависят от поступлений свободно конвертируемой валюты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где государственный долг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо.

Денежно-кредитная (монетарная) система страны состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денежной базы (в узком определении — это наличные деньги плюс обязательные резервы коммерческих банков в национальном банке страны, в широком определении — то же самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показатель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база — это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране.

Не менее важно изучение инфляции, под которой обычно подразумевают потребительскую инфляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Темпы роста потребительских цен обычно рассчитываются на базе среднегодовых или как уровень цен в конце декабря к уровню цен предшествующего декабря (в России чаще по последнему варианту).

Как видно из табл. 7.2, в России и других постсоветских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Бразилии говорят, что высокая инфляция — это не феномен переходной экономики или экономической отсталости.

Таблица 7.2. Постсоветские страны: среднегодовые темпы роста потребительских цен, %

Методология формирования Перечня организаций финансового сектора

I. Общие положения

I.1. Целью формирования Банком России Перечня организаций финансового сектора (далее – Перечень) является классификация финансовых организаций в составе финансового сектора экономики Российской Федерации, являющаяся необходимым условием разработки гармонизированных показателей системы национальных счетов, статистики внешнего сектора, статистики государственных финансов и денежно- кредитной и финансовой статистики в разрезе институциональных секторов экономики Российской Федерации.

I.2. Перечень предназначен для использования респондентами при составлении отчетности, содержащей данные в секторальном разрезе:

  • депозитариями – кредитными организациями для определения секторальной принадлежности владельца счета депо при формировании отчетности по форме 0409711 «Отчет по ценным бумагам», утвержденной Указанием Банка России от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями);
  • депозитариями – некредитными финансовыми организациями для определения секторальной принадлежности владельца счета депо при формировании отчетности по форме 0420415 «Отчет по ценным бумагам», утвержденной Указанием Банка России от 27.11.2017 № 4621-У « О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный Банк Российской Федерации» (с изменениями);
  • негосударственными пенсионными фондами (специализированными депозитариями негосударственных пенсионных фондов, управляющими компаниями негосударственных пенсионных фондов) при формировании отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 1- ФС(НПФ) «Сведения о финансовых операциях негосударственного пенсионного фонда», утвержденной приказом Росстата от 24.04.2017 № 290 «Об утверждении статистического инструментария для организации Центральным Банком Российской Федерации федерального статистического наблюдения за финансовыми операциями негосударственного пенсионного фонда, направлениями заимствования и размещения средств страховщика»;
  • страховщиками (управляющими компаниями, в которые страховщики передали имущество) при формировании отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФС(СК) «Сведения о направлениях заимствования и размещении средств страховщика», утвержденной приказом Росстата от 24.04.2017 № 290 «Об утверждении статистического инструментария для организации Центральным Банком Российской Федерации федерального статистического наблюдения за финансовыми операциями негосударственного пенсионного фонда, направлениями заимствования и размещения средств страховщика»;
  • организациями при формировании отчетности по форме федерального статистического наблюдения № П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах», утвержденной приказом Росстата от 31.07.2018 №468 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами» (с изменениями).

I.3. Перечень используется для составления макроэкономической статистики, содержащей данные в секторальном разрезе:

  • счетов и балансов активов и обязательств СНС;
  • статистики по ценным бумагам: объема выпущенных на внутреннем рынке долговых ценных бумаг; объема долговых ценных бумаг в собственности российских банков, переданных по сделкам РЕПО с Банком России;
  • обзоров, составляемых в рамках формирования денежно-кредитной статистики: Центрального банка; кредитных организаций; банковской системы; других финансовых организаций; финансового сектора;
  • платежного баланса, международной инвестиционной позиции.

I.4. Перечень может использоваться в других целях.

I.5. Перечень формируется Банком России на квартальные даты 1 и размещается на официальном сайте Банка России в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в разделе «СтатистикаИнформация для отчитывающихся организаций» в сроки, указанные в Календаре публикации официальной статистической информации.

Читать еще:  Что означает потребительский кредит

Перечень размещается в формате Microsoft Excel и содержит комментарии; перечень финансовых организаций за исключением паевых инвестиционных фондов; перечень паевых инвестиционных фондов.

II. Структура Перечня

II.1. Перечень финансовых организаций включает действующие организации, а также организации, находящиеся в стадии ликвидации или временно прекратившие свою деятельность и имеющие до момента ликвидации в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом.

II.2. В Перечне для каждой организации указываются следующие реквизиты:

  1. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  2. Код причины постановки на учет (КПП);
  3. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  4. Наименование организации;
  5. Код подсектора финансового сектора экономики;
  6. Наименование подсектора финансового сектора экономики.

II.3. Перечень формируется в разрезе следующих подсекторов финансового сектора экономики Российской Федерации:

  1. S121 – Центральный банк Российской Федерации;
  2. S122 – Кредитные организации;
  3. S124 – Инвестиционные фонды;
  4. S125 – Другие финансовые организации;
  5. S1251 – Государственные финансовые корпорации;
  6. S128 – Страховщики;
  7. S129 – Негосударственные пенсионные фонды.

Кодификация секторов соответствует Руководству по системе национальных счетов 2008 года (СНС-2008) (European Commission, IMF, OECD, UN, World Bank, 2009) 2 .

III. Источники информации

III.1. Источниками информации для формирования Перечня являются:

  1. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), представляемый в Банк России на квартальной основе в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии между Федеральной налоговой службой (ФНС) и Банком России;
  2. Книга государственной регистрации кредитных организаций;
  3. Статистический регистр Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр);
  4. Реестр операторов платежных систем;
  5. Государственный реестр бюро кредитных историй;
  6. Государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  7. Государственный реестр микрофинансовых организаций;
  8. Государственный реестр саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций;
  9. Государственный реестр ломбардов;
  10. Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов;
  11. Реестр жилищных накопительных кооперативов;
  12. Реестр паевых инвестиционных фондов;
  13. Реестр лицензий управляющих компаний;
  14. Реестр лицензий негосударственных пенсионных фондов;
  15. Реестр лицензий акционерных инвестиционных фондов;
  16. Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;
  17. Список брокеров;
  18. Список дилеров;
  19. Список доверительных управляющих;
  20. Список депозитариев;
  21. Реестр лицензий специализированных депозитариев;
  22. Список реестродержателей (регистраторов);
  23. Список инвестиционных советников;
  24. Список Центральных контрагентов;
  25. Реестр лицензий бирж;
  26. Список форекс-дилеров;
  27. Реестр лицензий на осуществление клиринговой деятельности;
  28. Единый государственный реестр субъектов страхового дела;
  29. Реестр объединений субъектов страхового дела;
  30. Реестр управляющих компаний специализированных обществ.

IV. Отнесение организаций к подсекторам финансового сектора

IV.1. В подсектора финансового сектора включаются организации, деятельность которых относится к лицензируемым и регистрируемым Банком России видам финансовой деятельности:

  • к подсектору S122 «Кредитные организации» относятся организации, включенные на дату составления Перечня в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
  • к подсектору S124 «Инвестиционные фонды» относятся акционерные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды. Источником информации являются Реестр лицензий акционерных инвестиционных фондов и Реестр паевых инвестиционных фондов. В связи с тем, что паевые инвестиционные фонды не являются юридическими лицами (статья 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об инвестиционных фондах»), то в целях их идентификации используются ИНН, КПП и ОГРН управляющей компании паевого инвестиционного фонда;
  • к подсектору S128 «Страховщики» относятся страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности. Источником информации является Единый государственный реестр субъектов страхового дела;
  • к подсектору S129 «Негосударственные пенсионные фонды» относятся организации, исключительной деятельностью которых является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Источником информации являются данные Реестра негосударственных пенсионных фондов;
  • к подсектору S125 «Другие финансовые организации» относятся другие организации, кроме организаций, отнесенных к подсекторам S121, S122, S124, S128 и S129, включенные в перечни и реестры, формируемые Банком России, перечисленные в разделе III настоящей Методологии, а именно:
    • Объединения субъектов страхового дела;
    • Страховые брокеры;
    • Общества взаимного страхования;
    • Биржи;
    • Брокеры;
    • Дилеры;
    • Доверительные управляющие;
    • Регистраторы;
    • Депозитарии;
    • Форекс-дилеры;
    • Управляющие компании;
    • Специализированные депозитарии;
    • Управляющие компании специализированных обществ;
    • Ломбарды;
    • Клиринговые организации;
    • Микрофинансовые организации;
    • Саморегулируемые организации микрофинансовых организаций;
    • Кредитные потребительские кооперативы;
    • Саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов;
    • Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    • Жилищные накопительные кооперативы;
    • Саморегулируемые организации управляющих компаний;
    • Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
    • Операторы платежных систем;
    • Расчетные центры;
    • Платежные клиринговые центры;
    • Операционные центры;
    • Бюро кредитных историй;
    • Инвестиционный советник;
    • Центральный контрагент;
    • Кредитные рейтинговые агентства.

IV.2. В подсектор S125 «Другие финансовые организации» на основе данных ЕГРЮЛ также включаются финансовые организации, осуществляющие нелицензируемые и нерегистрируемые виды финансовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими регулирующими документами:

  • Ипотечные агенты (Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 13.11.2003 № 152-ФЗ, статья 8);
  • Специализированные финансовые общества (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ с внесенными Федеральным законом от 21.12.2013 № 373-ФЗ изменениями, глава 3.1, статья 15.1);
  • Специализированные общества проектного финансирования (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39- ФЗ с внесенными Федеральным законом от 21.12.2013 № 373-ФЗ изменениями, глава 3.1, статья 15.1);
  • Лизинговые компании (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, § 6; Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», статья 5);
  • Факторинговые и форфейтинговые компании (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, глава 43, статья 824.).
  • Ипотечные компании 3 включаются в Перечень согласно определению их вида деятельности (согласно разделу 4 Устава «Ассоциации ипотечных компаний» от 30.10.2012 и Стандартам процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), утвержденных ОАО «АИЖК», 03.12.2008, № 141- од).
  • Инвестиционные компании – организации, осуществляющие инвестиционную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» с использованием привлеченных средств.

IV.3. Перечень дополняется холдинговыми компаниями финансовых организаций и другими финансовыми организациями основным видом деятельности которых по данным Статрегистра является код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2 4 ) раздела K «Деятельность финансовая и страховая».

IV.4. По мере совершенствования административных источников и появления новых данных, а также в процессе взаимодействия с отчитывающимися организациями состав и подходы к включению организаций в Перечень могут уточняться.

V. Контроль и обработка информации

V.1. Вся информация, полученная из различных источников, в целях формирования Перечня проходит следующие виды контроля и обработки:

  • исключение дублирования данных;
  • корректировка данных (замена неверных данных);
  • контроль наличия сведений об организации в ЕГРЮЛ (используя ИНН и/или ОГРН);
  • загрузка сведений из ЕГРЮЛ: наименования, ИНН, ОРГН, КПП и статуса организации (действующее/ находится в процессе реорганизации/ исключен из ЕГРЮЛ/ ликвидировано и т.п.).

Финансовый сектор экономики

Финансовый сектор экономики: что это?

Финансовый сектор является одним из главных секторов экономики. Его особенность заключается в том, что это – сфера экономики, которая связана с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитованием. Сектор финансов состоит из нескольких значимых организаций, чья деятельность регулирует работу сектора, его функционирование и контролирует результаты проведенной работы.

Так, в него входят:

  1. Центральный банк;
  2. Банки и небанковские финансовые организации;
  3. Страховые компании и фондовые биржи;
  4. Финансовые инвестиционные институты;
  5. Пенсионные фонды, кредитные союзы и ассоциации.

Финансовый сектор занимает очень важное место в экономике, поскольку он выступает в качестве посредника при перемещении ресурсов, которыми располагают все остальные сектора экономики. Также он осуществляет немаловажную функцию так называемого «кассового центра». Тем самым он обеспечивает возможности для заемщиков иметь доступ ко всем финансовым ресурсам (при помощи заранее обозначенных финансовых инструментов).

Читать еще:  Что значит вклад с капитализацией

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На финансовый сектор оказывают влияние многие сферы и организации, но наибольшее исходит со стороны государства. Оно происходит путем создания «сильной» законодательной и нормативной базы для финансового сектора и контроль за ее четким исполнением. В случае неповиновения предусмотрены меры наказания, которые могут варьироваться от штрафных санкций и заканчиваться уголовным наказанием в виде заключения под стражу не исполнителей предписанных указаний.

Тем не менее, несмотря на такую определенность и конкретность в выделении финансового сектора как отдельной экономической категории, исследователи отмечают, что четких границ у него попросту не существует. Он охватывает следующие области:

  • Перемещение денежных средств между социальными институтами;
  • Сферу финансовых услуг и управление финансовой системой государства и отдельных экономически обозначенных организаций.

Структура финансового сектора экономики

Как мы уже отметили ранее, структура финансового центра экономики достаточно расширена. В нее входят следующие элементы. Во-первых, это банковская система финансового сектора экономики, которая включает в себя Центральный банк России и иные банки, которые хранят в себе некоторые финансовые сбережения людей – клиентов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Во-вторых, финансовый сектор включает в себя деятельность небанковских финансовых организаций. К ним относятся следующие организации:

  1. Страховые компании (в России это Ингосстрах, ВТБ Страхование, СОГАЗ, ЭРГО Жизнь, Либерти страхование и АльфаСтрахование);
  2. Фондовые биржи, которые представляют собой государственные, акционерные и организации иных направлений, которые предоставляют специальное помещение, определенные гарантии и информационные услуги. Главная цель – заключение сделок с обладателями ценных бумаг, получающие за это определенные комиссионные выплаты. При этом накладываются некоторые ограничения на торговлю;
  3. Финансовые инвестиционные компании – еще один подвид финансовых, инвестиционных институтов, которые выражаются в форме акционерных обществ. Ресурсы в них образуются за счет выпуска собственных ценных бумаг и дальнейшей продажи этих ценных бумаг мелким инвесторам. Цель – привлечь сбережения уже со стороны более широких слоев населения.

Также в структуру финансового сектора входят пенсионные фонды, трастовые компании, кредитные союзы, ломбарды и лизинговые компании.

Все они представляют собой ассоциации и компании, которые специализируются на разных видах операций. Трастовые компании направлены на доверительное управление портфелем ценных бумаг, ломбарды специализируются на предоставлении краткосрочных займов, а лизинговые компании – это компании, где предоставляют долгосрочную аренду автомобилей и иных транспортных средств. Причем в таких организациях предусматривают возможность последующего выкупа транспортного средства арендатором.

Роль финансового сектора в экономике

Основная роль финансового сектора во всей экономической системе – это организация и реализация так называемого «воспроизводственного процесса». То есть, для того, чтобы общество благополучно функционировало, а также для нормальной и стабильной работы экономики требуется постоянная мобилизация временно свободных денежных средств, как физических лиц, так и юридических лиц. Финансовый сектор как раз занимается их постепенным распределением и перераспределением на коммерческой основе между разнообразными секторами экономики.

В условиях действия финансового сектора экономики денежные средства могут вкладываться в несколько видов деятельности: торговую или производственную. Также специалистами предусмотрены вклады в недвижимость, драгоценные металлы и ценные бумаги. С течением времени они могут принести прибыль, если специалистом и клиентов были верно выбраны направления и условия, на которых производится вклад в виде капитала. Прежде чем вложит капитал, необходимо накопить его или же получать из иных источников производства.

Также роль финансового сектора зависит от направлений деятельности тех организаций, которые он включает в себя. Если это страховые компании, то они занимаются предоставлением некоторых особо значимых финансовых услуг, а если речь идет о содействии деятельности или службе интересам финансовых корпораций, то стоит говорить уже о финансировании за счет их взносов.

Таким образом, роль финансового сектора экономики и его значение сводится, в первую очередь, к тем целям и задачам, которые ставят перед собой специалисты данной области. Это и предоставление финансовых услуг, но в ограниченных объемах, и страхование, и некоторые накопления (например, пенсионные накопления гражданина). Безусловно, на него оказывают сильное влияние внешние факторы, особенно кризисные ситуации, но нельзя отрицатель значимость данного сектора, поскольку он является крупнейшим экономическим сектором на сегодняшний день.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Реальный и финансовый секторы экономики

ального и финансового (денежного) сектора экономики. Несмотря на свою некоторую обособленность они тесно взаимосвязана1-

Реальный сектор экономики представляет собой сферу, **е- посредственно касающуюся материального производства. И»«ен» но он является основным источником всех доходов всех субъек» тов национального хозяйства, и, в первую очередь, налого0ь1Х поступлений в государственный бюджет.

К материальному производству относятся отрасли, про**3″ водящие средства производства и предметы потребления. Они являются производственным, базовым потенциалом, от раз#я

тия которого зависят и все прочие сферы общественной жизни страны и планеты в целом, так как не во всех существуюпД:ИХ странах все эти отрасли получили достаточное развитие. Об- мен продуктами деятельности отраслей реального сектора э#°» номики является источником международных связей.

К реальном сектору относят все отрасли промышленное’*’11» включая энергетику, а также строительства, сельское, лесное, речное и морское хозяйство. К ним относят также транспорт и связь в той части, которая обеспечивает функционировав118 именно производственных отраслей, а также торговля, до^°’ дящая конкретный товар, полуфабрикат или промежуточна111 продукт до его потребителя, без чего также невозможно за^к

нуть воспроизводственный цикл.

Стоимость затрат транспорта, связи, складского хозяйств^ я торговли участвует в конечной рыночной стоимости любого 0Ы- шедшего на рынок продукта. Вопрос о том, насколько отрас-7111 военной промышленности относятся к реальному сектору, хотя и создают конечный продукт, пока остается открытым. Его с^а» раются не обсуждать, так как конечный продукт этих отрасяеи используется лишь во время войны. Эти отрасли фактически &е создают и прибавочного продукта, а лишь потребляют его.

Финансовый сектор экономики представляет собой систе- му взаимосвязанных фондов, в которых аккумулируются сред- ства для функционирования институциональных экономичес- ких агентов, а также организаций, аккумулирующих и рас- пределяющих средства из данных фондов, то есть финансо- вую систему экономики. Финансовая система включает в себя государственные финансы (государственный бюджет), финан- сы местных органов власти и финансы предприятий.

Финансовый сектор экономики выполняет следующие функции:

1. Аккумулирует, мобилизует свободные денежные сред- ства. Бездействие денег противоречит природе рыночной эко- номики. Финансовый сектор должен разрешать это противо- речие, предлагая каналы, пути вложения свободных денеж- ных капиталов, а также сбережений населения.

2. Распределяет свободные финансовые ресурсы. В фи- нансовом секторе эти ресурсы превращаются в ссудный ка- питал, объединяясь в большие суммы, достаточные для инве- стиций. Эта функция заключается в обеспечении инвестиций капиталом, как по необходимому объему, так и по структу- ре, то есть по требуемым срокам и формам кредитования.

Перечисленные функции финансового сектора экономики свидетельствуют о его тесной взаимосвязи с реальным сектором. Финансовый сектор экономики является источником средств, необходимых для организации расширенного воспроизводства, являющегося основой экономического роста народного хозяйства.

В макроэкономике принято выделять два принципиально отличающихся подхода к пониманию механизма взаимодей- ствия реального и финансового секторов экономики — нео- классический и кейнсианский.

Неоклассическая макроэкономическая модель основыва- ется на так называемой классической дихотомии реальной и денежной сфер. Принцип классической дихотомии состоит в признании существования как бы двух параллельных эконо- мик. В первой из них, в так называемой реальной экономике, осуществляется воспроизводственный процесс, производятся экономические блага, происходит их распределение, перерас- пределение и использование, то есть имеет место движение реальных потоков товаров и услуг. Во второй — финансовой

Читать еще:  Что такое qiwi

экономике, происходит обращение денег, которое только об- служивает движение реальных воспроизводственных потоков, не оказывая на них непосредственного воздействия. Деньги выступают здесь в роли сугубо технического средства, обслу- живающего движение реальных воспроизводственных потоков. Если в реальной экономике устанавливаются уровни относи- тельных цен, то в денежной сфере — абсолютный уровень цен. Таким образом, экономисты-классики исходили из принципа нейтральности денег, что предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальные переменные. Итак, по мнению неоклассиков, изменение количества денег, а, сле- довательно, и нарушение равновесия в финансовом секторе, не оказывает существенного влияния на состояние реального сектора экономики: возможные изменения номинальных ве- личин и, прежде всего, уровня цен не влияет на размеры ос- новных параметров реального сектора — объема производства, занятости, дохода. Поэтому в модели неоклассиков общее эко- номическое равновесие является устойчивым, а возможные диспропорции являются временными явлениями и устраня- ются самим рыночным механизмом.

Представители кейнсианской модели макроэкономики, ис- ходят из того, что деньги являются не только посредником в обмене, но и составной частью богатства, а следовательно спрос на деньги является составной частью совокупного спроса. По- этому общее макроэкономическое равновесие возможно только как результат совместного равновесия реального сектора (ры- нок благ и рынок труда) и финансового сектора (рынок денег и рынок капитала). Непосредственно эта постановка вопроса на- шла отражение в модели IS-LM. При этом уменьшение или уве- личение количества денег в экономике, изменяя состояние де- нежного рынка, оказывает непосредственное влияние на основ- ные параметры реального сектора — объем производства, заня- тости, совокупный спрос. И наоборот, изменение в реальном секторе оказывает влияние на финансовый сектор. Последнее обстоятельство в частности, позволяет Дж. Кейнсу утверждать, что посредством фискальной и монетарной политики можно и необходимо осуществлять воздействие на финансовый и реаль- ный сектор и тем самым регулировать параметры экономичес- кой конъюнктуры, не допуская их резких колебаний.

Финансовый сектор экономики и его структура

Если финансовая наука оперирует в основном понятиями финансовой системы и финансового рынка, то статистическая наука использует понятие «сектор «Финансовые корпорации» и «секция «Финансовая деятельность».

Сектор «Финансовые корпорации» включает резидента корпорации и квазикорпорации. занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основі18.

СПРАВОЧНО

Корпорации — это институциональные единицы, созданные специально с целью рыночного производства товаров и услуг и являются источниками прибыли или другой финансовой выгоды для их владельцев. В рыночной экономике корпорации считаются основной институциональной формой предпринимательства.

Корпорации в СНС — это институциональные единицы, создаваемые с целью производства товаров и услуг для их реализации на рынке. Они являются источником прибыли для единиц, являющихся их владельцами. Фактически корпорации являются производственными единицами, которые не несут расходы на конечное потребление.

Термин «корпорация» в контексте Классификации институциональных секторов экономики используется как обобщающий термин для хозяйственных обществ.

Предприятие, которое не является отдельной от его владельца хозяйственной единицей, рассматривается как некорпоративное предприятие. Если некорпоративные предприятия действуют как корпорация, то есть ведут самостоятельный учет, реализуют свою продукцию на рынке по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления производством и использованием средств, тогда они называются квазікорпораціями и в статистике и учете объединяются с корпорациями. Некорпоративные предприятия, которые не имеют такой самостоятельности, как квазикорпорации, рассматриваются как составная часть соответствующих институциональных единиц, к которым они относятся.

В Украине квазикорпорации — это унитарные предприятия, то есть такие, что создаются одним учредителем (собственником), а в остальном не отличаются от корпораций. Каждая квазікорпорація должна иметь полный набор счетов, который давал бы возможность полностью определять потоки доходов и капитала между ней и ее владельцем. Квазікорпораціями являются государственные, коммунальные предприятия, предприятия потребительской кооперации, частные предприятия, созданные на основе частной собственности одного гражданина, филиалы иностранных фирм, доверительные общества, полные общества.

Финансовое посредничество в «Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистики» определяется как вид производственной деятельности, в процессе которой институциональная единица мобилизует средства путем принятия обязательств за собственный счет с целью их направления другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом.

СПРАВОЧНО

Предоставление услуг, которые носят вспомогательный характер финансового посредничества, может осуществляться в форме вторичной деятельности самими финансовыми посредниками либо выполняться специализированными агентствами или брокерами. На рынке функционируют также другие институциональные единицы, основной деятельностью которых является предоставление гарантий по векселям или другими финансовыми инструментами, которые используются для учета и рефинансирования. Эти институциональные единицы предоставляют услуги, весьма схожие с услугами финансовых корпораций, однако они не являются финансовыми посредниками в полном смысле, поскольку они не подвергаются риску из-за взятия обязательств за собственный счет.

Сектор финансовых корпораций включает также отдельные некоммерческие организации, которые занимаются предоставлением финансовых услуг и финансируются за счет взносов финансовых корпораций и призваны содействовать их деятельности или служат их интересам.

Отдельные корпорации и квазикорпорации занимаются предоставлением финансовых услуг в ограниченных объемах. Например, торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские кредиты. Такие институциональные единицы не могут считаться финансовыми посредниками, поскольку их главная деятельность заключается в оказании нефинансовых товаров и услуг. Домашние хозяйства, в свою очередь, могут заниматься финансовой деятельностью, например, одалживать деньги. Однако исходя из их конечной цели — потребления, они также не относятся к финансовому сектору.

в Соответствии с Хозяйственным кодексом Украины финансовым посредничеством является деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляется учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями. Вспомогательной же деятельностью в сфере финансов и страхования является негосударственное управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, другие виды деятельности (посредничество в кредитовании, финансовые консультации, деятельность, связанная с иностранной валютой, страхованием грузов, оценкой страхового риска и убытков, другие виды вспомогательной деятельности).

Различия в видах финансового посредничества является основной разделения финансового сектора на подсектора.

Финансовый сектор (сектор финансовых корпораций включает следующие основные сектора и подсектора:

— другие депозитные корпорации;

— другие финансовые корпорации, в состав которого входят страховые корпорации и пенсионные фонды, другие финансовые посредники (кроме страховых корпораций и пенсионных фондов)

Ф-22 шансу вспомогательные единицы .

Центральный банк — это национальное финансовое учреждение (или сеть учреждений), которая осуществляет контроль важнейших аспектов финансовой системы и выполняет такие задачи, как эмиссия наличных денег, управление международными резервами, осуществление операций с МВФ и предоставление кредита другим депозитным корпорациям.

Подсектор центрального банка включает следующие институциональные единицы (табл. 2.3).

Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Центральный банк обычно является агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы.

В Украине центральным банком является Национальный банк Украины (НБУ).

В мировой практике центральный банк рассматривается как финансовая корпорация, если он является финансово независимым от правительства (в противном случае он считается единицей сектора общего государственного управления). Национальный банк Украины включается к сектору финансовых корпораций.

Таблица 2.3. Состав подсектору центрального банка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector