Авангард что это

Значение слова авангард

Словарь Ушакова

аванг а рд, авангарда, муж. (франц. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.).

| перен. Передовая часть какой-нибудь общественной группы, ведущая за собой массы (книж.). Коммунистическая партия — авангард рабочего класса.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от франц. avant впереди + garde стража)

передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества; — политический: часть политического движения или партии, формирующая цели и программы их деятельности, активно участвующая в реализации этих программ.

Словарь Военных Терминов

мотострелковое (танковое) подразделение, высылаемое вперёд от общевойсковой части. На марше А. являются органами походного охранения и высылаются от головных и следующих по отдельным маршрутам полков с целью обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить внезапного нападения на них противника, проникновения его наземной разведки в полосу движения охраняемых войск, создать благоприятные условия для их развёртывания и вступления в бой. В наступлении А. высылаются от полков первого эшелона с целью уничтожить обороняющиеся в полосе обеспечения подразделения противника на заданном направлении; при преследовании — уничтожать подразделения прикрытия и задерживать отход главных сил противника.

Этимологический Словарь Русского Языка

В русском языке слово употребляется с начала XVIII в. Причем изначально была распространена форма «авангардия», которая являлась заимствованием из итальянского от avanguardia (или, по мнению некоторых исследователей, из польского – awangardja). Форма «авангард» возникла по аналогии с французским словом avant-garde из avant («раньше», «передняя часть») и garde («охрана, стража, гвардия»). Французское слово было также заимствовано немецким и английским языками.

Таким образом, первоначально в русский язык слово попало с общепринятым значением «передовая часть отряда, передовая воинская часть». В современном русском языке слово «авангард» употребляется как в основном, так и в переносном значении «передовая, ведущая часть какой-либо группы, течения в различных видах искусств (например: «авангардная мода»)», которое возникло в середине XIX века.

Чешское – avantgarda (авангард).

Энциклопедия моды и одежды

(франц. avant — впереди, gard — стража) — название одежды, которая «впереди моды», ультрамодная.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Культурология. Словарь-справочник

название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.

☼ термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.

В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учений. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории.

К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., «бурж.», «академическим»; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. «прямого» (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.

Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.

Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.

— По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: Футуризм, Конструктивизм, супрематизм, лучизм, «аналитич. искусство», конкр. поэзия, конкр. музыка, Кинетическое искусство, Концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства (см. Абстрактное искусство), наивное искусство, Сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.

— В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: Кубизм, конструктивизм, «аналитич. искусство», кинетизм, Поп-арт, Оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), Боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. Символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, Хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.

— Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, «аналитич. искусство» с его принципом «сделанности» произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (Дадаизм, сюрреализм, лит-ра «потока сознания», алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).

— В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими «находками» обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.

— По отношению к полит. движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.

— С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.

Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он

— показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;

— довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;

— экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;

— способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).

Читать еще:  Как пробить птс по базе гибдд

Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) «худож. культуры» в основном по следующим направлениям:

1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека;

2) в создании супертехнизированных шоу;

3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.

Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного ностальгически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.

Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964; Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Значение слова авангард

Авангард в словаре кроссвордиста

Авангард Аванга́рд (от — военный термин, означающий передовой отряд), может также означать:

Википедия авангард

1.Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.

2. перен.Передовая, ведущая часть общества, какой-либо общественной группы. II м. разг.

1.Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений; авангардизм I.

2.Произведения авангардистского [ авангардистский I

Большой современный толковый словарь русского языка авангард

( фр. avant-garde)
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте — часть военных сил и средств, выдвинутая вперед, чтобы не допустить внезапного нападения противника на главные силы;
2) передовая, ведущая часть класса, общества, напр. : коммунистическая партия советского союза есть боевой испытанный а. советского народа.

Новый словарь иностранных слов авангард

м.
1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.
2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы.
3) разг. То же, что: авангардизм.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой авангард

муж. , воен. авангардия жен. , мор. , франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же; переды, голова, сторожевой полк, яртаул; | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра; | иногда брандвахта; вообще, противоп. ариергард, ариергардия, отряд или отдел войск позади армии, корпуса, отряда, для прикрытия тыла; западная сила, зады, хвост, хобот, пятки; | задня часть, отделение флота или эскадры. (Главные, срединные силы на суше: армия, ядро; на море: флот, кордебаталия). По трудности выговора аван- и ариер-гарда, случалось слышать, что солдаты соединяли их под общим именем аленгарда, различая его названием переднего и заднего; лучше бы принять названия: голова и хобот. Авангардный и ариергардный, к тому или другому относящ., принадлежащий. Аванзал муж. аванзала жен. , франц. первая или передняя зала, официантская; иногда приемная, первая приемная, вхожая палата. Аванпост муж. , франц. , воен. малый передовой отряд на стоянке, иногда только несколько человек, выставляемых с разных сторон отряда; маяк казач. , охрана, оберег, караул, сторожи; сюда принадлежат: пикеты, ведеты, секреты, залоги, цепь, патрули, разъезды и пр. Аванпостная служба заключает в себе знание и исполнение на деле всех правил и средств охраны армии от внезапностей и доставление ей всех нужных вестей о неприятеле; обычно это служба казаков, названных Суворовым глазами армии. Авансцена жен. , франц. пространство между занавесом театра и оркестром; площадка, передок. Авантаж муж. , франц. выгода, преимущество, перевес, большина. Авантажный, прибыльный, выгодный; | видный, казистый, красивый; | одетый к лицу, в казистом виде представший. Аванс муж. в торговле, выдача части денег за товар вперед, до расчета; задатки. | повел. говорят ученой собаке: вперед!

Словарь Даля авангард

1. орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте — часть военных сил и средств, выдвинутая вперед, чтобы не допустить внезапного нападения противника на главные силы;

2. передовая, ведущая часть класса, общества, напр.: коммунистическая партия советского союза есть боевой испытанный а. советского народа.

Словарь иностранных выражений авангард

Словарь русского языка Лопатина авангард

часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил авангард передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса А. рабочего класса. В авангарде борьбы за мир (впереди, в первых рядах).

Словарь русского языка Ожегова авангард

(от аван … и франц. garde — стража),
1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на них противника. Авангарды могут высылаться также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда.
2) Передовая часть общества, народа.

Современный толковый словарь, БСЭ авангард

авангард м.
1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.
2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы.
3) разг. То же, что: авангардизм.

Толковый словарь Ефремовой авангард

авангарда, м. (фр. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой-н. общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия – авангард рабочего класса.

Толковый словарь русского языка Ушакова авангард

(франц. avant — впереди и garde — стража),
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или похода флота следует впереди главных сил для их охранения. Задача А. — не допустить внезапного нападения противника на главные силы, создать им выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, а также устранять препятствия на пути движения войск. Силы и средства, выделенные в состав А., и его удаление от главных сил зависят от обстановки и поставленных задач.
2) Передовая часть класса, общества; например: ‘Коммунистическая партия Советского Союза есть боевой испытанный авангард советского народа. ‘ (из Устава КПСС).

Большая советская энциклопедия, БСЭ авангард

Полный орфографический словарь русского языка авангард

передовой отряд; части, находящиеся впереди основных сил армии или флота передовая часть в каком-либо общественном течении, направлении и т. п. авангардистское искусство

Это уже проходят эпохи и десятилетия, а все говорят об одном и том же явлении: авангард , авангард … И вообще это бред: начинать обсуждать вопросы “ авангарда ”, “свободного стиха”, того, что прогремело во времена Аполлинера во Франции, а у нас во времена Хлебникова!

Как читатель сможет убедиться, для меня важны такие мастера, как Николай Римский-Корсаков (и его ученики Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев), Михаил Врубель, Михаил Фокин, Федор Шаляпин, Павел Филонов, Андрей Тарковский, Альфред Шнитке, такие культурные вехи, как Московский Художественный театр, «новое направление» в религиозной музыке начала века, дягилевские «Русские сезоны», «амазонки» русского авангарда (а также и так называемый «второй авангард », еще малоизученный).

Хотя, отметим, время было бурным; формировался « авангард до авангарда », отшумели декаденты, через год будет издан первый манифест символистов, в Париж приедет В.

Махно понимал этот авангард в буквальном смысле слова, а именно так, что его члены должны находиться на передовых рубежах борьбы и подавать пример; в этом не было ничего общего с якобинско-ленинской концепцией авангарда , который претендует на роль исторического и политического руководителя масс, с тем, чтобы лучше подменить коллективные чаянья своими собственными элитарными интересам.

В музее было несколько неплохих работ «русского авангарда », и как раз русский авангард тогда ценился в мире.

Конечно, есть среди нас и особые любители русского «осьмнадцатого века», без увлечения которым, в частности, невозможен был бы характерный облик русского авангарда ; но как русский авангард , так и прочие любители Державина или Тредиаковского стали возможны лишь после того, как русский лиризм давно уже был реальностью.) Нет, далее, никаких сомнений, с кого именно начинается «русский лиризм» в этом особом, самоуглубленно-лакримозном смысле.

Скажешь, «Мишки в лесу» – твоя любимая картина, выяснится, что он как раз обожает Шишкина, авангард тебя интересует – расскажет, будто с трех лет от этого авангарда прется.

Знатная часть прусского войска выступила от Кольберга, по военным потребностям, к стороне Штетпиа; к нашему легкому корпусу на походе соединился генерал князь Михаиле Никитич Волконской с кирасирскими полками; передовые наши отряды к стороне Регенвальда встретились с прусским авангардом ; при моем хождении четыре эскадрона конных гренадер атаковали пехоту на палашах; гусары сразились с гусарами; весь сей сильный авангард под полковником Курбьером взят был в плен, и его артиллерия досталась в наши руки; впоследд я напал с ближним легким отрядом, в расстоянии малой мили, на прусских фуражиров, под самым их корпусом, где також, сверх убитых, много взято в плен; в ночи прусский корпус стал за Гольнов, оставя в городе гарнизон.

Метров через пятнадцать-двадцать, группы меняются ролями, прикрывавшие становятся авангардом , авангард — прикрытием.

Комплекс «Авангард». Преимущества и противодействие

Согласно новостям последних месяцев, в этом году на боевое дежурство заступят первые ракетные комплексы «Авангард», в состав которых включены гиперзвуковые планирующие крылатые боевые блоки. За счет особой боевой нагрузки новые комплексы способны показывать высокие технические и боевые характеристики. Благодаря этому система «Авангард» становится удобным и эффективным инструментом для решения военных и политических задач, а также оказывается весьма сложным вызовом для вероятного противника. Чем опасно новое российское оружие, и что должен делать противник для борьбы с ним?

Преимущества и угрозы

По известным данным, ракетный комплекс «Авангард» включает несколько основных элементов. Первый – межконтинентальная баллистическая ракета, отвечающая за разгон и вывод боевого блока на расчетную траекторию. На первом этапе в этой роли будут использоваться ракеты УР-100Н УТТХ, а в дальнейшем комплекс будут строить на базе перспективной МБР РС-28 «Сармат». Второй элемент – гиперзвуковой планирующий боевой блок. После разгона и сброса с ракеты он должен совершать полет к цели и уничтожать ее при помощи встроенной боевой части.

Планирующий крылатый боевой блок более чем серьезно отличается от традиционных боеголовок для МБР как с точки зрения техники, так и по принципам работы. В отличие от «обычных» боевых блоков, крылатое изделие способно совершать планирующий полет, а не только «падать» на цель. Кроме того, МБР на активном участке придает ему высокую скорость. Все это дает блоку ряд характерных преимуществ.

Читать еще:  В какой день отдавать денежный долг

Первое преимущество боевого блока «Авангарда» – высокая скорость. В конце декабря, по результатам очередного испытательного запуска, сообщалось о достижении скорости М=27. На такой скорости боевой блок способен в минимальное время выйти в район цели, и тем самым резко сократить допустимое время реакции систем противовоздушной и противоракетной обороны противника. Поскольку планирующий боевой блок не имеет собственной силовой установки, его скорость на траектории должна постепенно снижаться за счет потерь энергии на преодоление сопротивления среды. Однако и в этом случае скорость изделия на конечном участке траектории остается крайне высокой.

Вторая положительная черта – наличие систем управления, обеспечивающих маневрирование в полете. Изменение траектории может использоваться для выхода к цели по оптимальному маршруту либо в качестве противозенитного маневра. Неоднократно отмечалось, что маневрирование делает траекторию боевого блока непредсказуемой для противника. Как следствие, «Авангард» становится чрезвычайно сложной целью для перехвата существующими средствами ПРО, рассчитанными для борьбы с баллистическими ракетами.

Маневрирование также позволяет повысить точность поражения цели. Наведение традиционных боевых блоков осуществляется сразу по окончании активного участка полета, после чего их траектория не меняется. Боевой блок «Авангарда» способен корректировать свою траекторию до момента поражения цели. Это дает очевидный прирост боевой эффективности вне зависимости от типа использованной боевой части.

Планирующий боевой блок может использовать свои возможности для полета как в атмосфере, так и за ее пределами. За счет этого возможно использование более высоких траекторий, сокращающих расход энергии и увеличивающих дальность полета. Кроме того, возможен полет в атмосфере, затрудняющий обнаружение при помощи современных систем предупреждения о ракетном нападении наземного базирования. Также исключается эффективная работа существующих противоракет заатмосферного перехвата.

Таким образом, ракетный комплекс «Авангард» самым серьезным образом отличается от существующих МБР и имеет ряд важнейших преимуществ перед ними. Это возможность полета к целям в увеличенном диапазоне дальностей, повышенная точность поражения и т.д. Для средств обороны вероятного противника боевой блок «Авангарда» оказывается крайне сложной целью, сочетающей в себе основные качества вооружений иных классов. Его сложно обнаружить и сопровождать, а эффективная атака при помощи современных систем ПРО или ПВО едва ли не полностью исключена.

В этом году на вооружение ракетных войск стратегического назначения поступят первые серийные образцы комплекса «Авангард». Сначала на дежурство поставят лишь несколько перспективных изделий, но в дальнейшем их численность будет постоянно расти. Командование не уточняет свои планы на среднюю и дальнюю перспективу, но есть основания полагать, что в этот период «Авангарды» станут важной частью вооружений РВСН, и на дежурстве будут стоять десятки таких систем.

Учитывая высокие технические характеристики и уникальный боевой потенциал, нетрудно представить, как новые изделия «Авангард» скажутся на возможностях ракетных войск и стратегических ядерных сил в целом. С точки зрения потенциального противника новейшие российские ракетные комплексы выглядят весьма серьезной угрозой.

Ответ на угрозы

Очевидно, что вероятный противник понимает все риски, связанные с новейшим российским оружием, и уже ищет способы ответа на него. Создание новых образцов оружия и техники, способных противостоять «Авангарду», может занять немало времени, но основные методы и способы сокращения угрозы понятны уже сейчас. Действительно, «Авангард» не лишен недостатков или неоднозначных черт, которые могут быть использованы против него.

Прежде всего необходимо отметить, что пуск ракеты УР-100Н УТТХ или РС-28 с «Авангардом» на борту не останется незамеченным. Вероятный противник располагает средствами спутниковой разведки и РЛС предупреждения о ракетном нападении, способными отслеживать пуски МБР. Это означает, что вражеское командование вовремя узнает о пуске, и у него будет некоторое время для реакции.

В зависимости от выбранной траектории полета, планирующий боевой блок может быть заметен загоризонтным РЛС противника либо находиться вне зоны их действия. В полете гиперзвуковой «Авангард» должен образовывать вокруг себя облако плазмы, фиксируемое спутниками инфракрасной разведки. Если космический аппарат такого рода способен не только фиксировать теплоконтрастные цели, но и выдавать целеуказание в реальном времени – шансы противника отреагировать на угрозу немного повышаются.

Успешный перехват гиперзвукового планера на основной части траектории при помощи существующих систем противовоздушной обороны попросту невозможен. Решение такой задачи исключает невыгодное для ПВО сочетание высоты, скорости и маневренности.

Больший потенциал имеют системы противоракетной обороны, но и в их случае успех не гарантирован по ряду причин. К примеру, основные противоракеты США используют кинетический способ перехвата, требующий высочайшей точности наведения на цель. Баллистическая цель движется по предсказуемой траектории, и наводить на нее ракету сравнительно легко. Блок «Авангарда» может буквально увернуться от такой атаки.

Для повышения потенциала противоракетных систем в контексте перехвата гиперзвуковых планирующих боевых блоков могут быть использованы достаточно старые, но проверенные идеи. Из-за высокой скорости полета опасность для блока «Авангарда» представляют любые объекты. Столкновение даже с небольшим поражающим элементом может привести к повреждению конструкции и уничтожению летательного аппарата из-за высоких нагрузок разного рода. Таким образом, имеет смысл выполнять перехват с использованием ракеты, несущей осколочную боевую часть.

Также можно вспомнить более смелые решения. В прошлом создавались и ставились на вооружение ракеты-перехватчики с нейтронной боевой частью. Предполагалось, что такой боеприпас большой мощности снизит требования к точности противоракеты, но обеспечит ей высокую эффективность. Поток быстрых нейтронов, образуемый при подрыве нейтронного заряда, должен поражать ядерную боевую часть цели и провоцировать ее разрушение. Такое оснащение уже использовалось в комплексах ПРО, но давно было снято с вооружения.

В теории, существующие противоракеты все же способны выполнять перехват гиперзвуковых блоков. Небольшую часть финального участка полета, подразумевающего падение на цель, боевой блок может проходить по баллистической траектории. При этом его скорость должна быть значительно меньше максимальной. В таких условиях серийные перехватчики, созданные для борьбы с баллистическими целями ограниченной скорости, получают некоторые шансы справиться с «Авангардом».

На уровне любопытного, но не самого удобного и простого предложения стоит рассмотреть принципиально новые виды вооружения. К примеру, неплохим средством перехвата мог бы стать спутник с т.н. нейтронной пушкой или рентгеновским излучателем. Такое изделие может считаться удачной альтернативой противоракете с нейтронным боезарядом. Ракеты с осколочными зарядами можно заменить лазерной системой орбитального базирования. Ей придется наносить ущерб корпусу боевого блока, ослабляя его и провоцируя дальнейшие разрушения. Все альтернативы выглядят интересными и многообещающими, но подобные идеи далеки от практической реализации и внедрения в вооруженных силах.

Оружие и борьба с ним

Из доступных данных следует, что на вооружение российских РВСН поступает уникальный ударный комплекс с рядом важнейших возможностей. Ракетный комплекс с гиперзвуковым планирующим боевым блоком «Авангард» способен решать те же задачи, что и межконтинентальные баллистические ракеты с боеголовками традиционного рода, но имеет целый ряд преимуществ. Последние прямо связаны с преодолением противоракетной обороны противника.

«Авангард» способен атаковать стратегические цели быстрее, точнее и с меньшей вероятностью перехвата, чем традиционные МБР, но все же не лишен недостатков. Так, по некоторым данным, одна ракета не может нести несколько боевых блоков, а последние сложны в производстве и отличаются высокой стоимостью. Кроме того, в проектах боевых блоков для МБР используются давно известные и отработанные решения, тогда как для создания «Авангарда» понадобилась длительная исследовательская работа.

Несмотря на имеющиеся преимущества, комплекс «Авангард», как минимум на уровне теории, не является неуязвимым. Его блоки не могут считаться принципиально защищенными от перехвата, а стопроцентный прорыв ПРО не гарантируется. Даже на уровне общей концепции гиперзвуковой планирующий блок имеет специфические особенности, способные стать недостатками или помочь противнику в деле перехвата.

Впрочем, современные и перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны пока не могут справиться с угрозой в виде «Авангарда». Они способны зафиксировать пуск и даже отслеживать полет боевого блока, но его перехват не гарантирован. Можно попытаться перехватить МБР с планирующим блоком на активном участке траектории или атаковать «падающий» планер на терминальном участке траектории. Однако решение таких задач тоже связано с рядом серьезных проблем.

Современные средства ПВО и ПРО, состоящие на вооружении потенциального противника, не могут справиться с угрозой в виде «Авангарда». Тем не менее, существуют пути их развития, способные привести ПРО и ПВО к желаемому состоянию и нужным результатам. Для этого требуются разработка принципиально новых ракет-перехватчиков и создание иных алгоритмов работы обороны. Очевидно, что для этого требуется немало времени и денег. По этой причине в течение некоторого времени вероятный противник будет оставаться беззащитным.

Ракетный комплекс «Авангард» при всех его преимуществах не сможет вечно оставаться неуязвимым. В отдаленном будущем у зарубежных стран могут появиться новые системы противовоздушной и противоракетной обороны, способные справиться с такой угрозой. Их разработка превратится в отдельную проблему, но итоги таких проектов будут иметь большое значение. России следует учитывать такой вариант развития событий и заниматься совершенствованием новейших вооружений. С появлением серийных «Авангардов» наши РВСН получают преимущество перед зарубежными системами защиты, и его необходимо сохранять в будущем.

Что такое Авангард

Значение слова Авангард по Ефремовой:

Авангард — 1. Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.
2. Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы.
3. разг. То же, что: авангардизм.

Значение слова Авангард по Ожегову:

Авангард — Передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса

Авангард Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил

Авангард в Энциклопедическом словаре:

Авангард — (от аван… и франц. garde — стража) — 1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапногонападения на них противника. Авангарды могут высылаться также внаступлении, при преследовании, в ходе рейда. 2) Передовая часть общества, народа.

направление во французском кино (с 1918). Деятели «Авангарда»вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. втворчестве «авангардистов» возобладали формалистические тенденции, в 30-егг. часть их перешла на позиции реалистического искусства.

Значение слова Авангард по морскому словарю:

Авангард — (от фр.avant — впереди и garde — страж) — часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.

Значение слова Авангард по словарю Ушакова:

АВАНГАРД, авангарда, м. (фр. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой-н. общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия — авангард рабочего класса.

Значение слова Авангард по словарю Даля:

Авангард
м. воен. авангардия ж. морск. франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же. переды, голова, сторожевой полк, яртаул. | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра. | иногда брандвахта. воо

Значение слова Авангард по словарю Брокгауза и Ефрона:

Авангард (передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ограждения себя от разведок или от нечаянных нападений противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его обыкновенно бывает пехота. полевая артиллерия придается лишь более крупным А.. но конница в А. необходима и приобретает тем большее значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А. отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск. удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних. А., с своей стороны, обеспечивает себя либо патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперед и по сторонам отдельных разведчиков. В обязанности А. входит также и возможное устранение препятствий, могущих встретиться на пути следования войск. В боевом порядке (ordre de bataille) A. называется тот отряд (обыкновенно состоящий из всех трех родов оружия), на который возлагается завязка сражения и прикрытие развертывания главных сил для битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой службы. При действиях оборонительных название А. часто заменяют названием передовая линия. Начальник А. может иметь решающее влияние на ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела, в которые зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с остальными силами своими, даже если бой завязан был вопреки его намерениям. Поэтому в начальники А. следует выбирать таких людей, которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием. В случае отступления А. обращается в арьергард.

Читать еще:  Как заблокировать сим карту мегафона

Определение слова «Авангард» по БСЭ:

Авангард — Авангард (франц. avant — впереди и garde — стража)
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или похода флота следует впереди главных сил для их охранения. Задача А. — не допустить внезапного нападения противника на главные силы, создать им выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, а также устранять препятствия на пути движения войск. Силы и средства, выделенные в состав А., и его удаление от главных сил зависят от обстановки и поставленных задач.
2) Передовая часть класса, общества. например: «Коммунистическая партия Советского Союза есть боевой испытанный авангард советского народа…» (из Устава КПСС).

Авангард — Авангард («Авангард»)
направление во французском кино, возникшее в 1918. Режиссёры во главе с Л. Деллюком (А. Ганс, Ж. Дюлак, М. Лэрбье, Ж. Эпштейн и др.), в противовес коммерческому кино, стремились утвердить принципы высокого киноискусства, уделяя при этом большое внимание поискам оригинальных средств выражения. они призывали раскрывать сущность изображаемых объектов с помощью широкого использования ритмических монтажных приёмов, ракурсов, нефокусной съёмки и др. Эти устремления в дальнейшем претерпели значительную эволюцию. С начала 20-х гг. в творчестве
«авангардистов» сказались формалистические тенденции, воздействие таких течений в искусстве, как дадаизм, сюрреализм, ориентация на вкусы узких кругов рафинированной буржуазной интеллигенции. Именно эти тенденции «А.» получили распространение и наиболее яркое выражение во Франции и других странах. С
«авангардистскими» исканиями было связано раннее творчество Р. Клера, Ж. Ренуара, Ж. Гремийона, Ж. Виго, Л. Бюнюэля и др. В 30-е гг. часть режиссёров «А.» перешла на позиции реалистического искусства.
Лит.: Садуль Ж., История киноискусства от его зарождения до наших дней, пер. с франц., М., 1957.

Авангард — Авангард («Авангард»)
добровольное спортивное общество профсоюзов Украинской ССР, объединяющее спортсменов и физкультурников предприятий строительства, шахт и средних специальных учебных заведений. Создано в 1957. На 1 января 1968 в ДСО «А.» числилось 2012 тыс. физкультурников, объединённых в 3844 коллектива. 418 тыс. занимались туризмом, 208 тыс. волейболом, 186 тыс. лёгкой атлетикой, 155 тыс. футболом, 57,6 тыс. плаванием, 11,6 тыс. гимнастикой. В состав
«А.» входят футбольные клубы «Шахтёр» (Донецк) и «Заря» (Луганск). У общества 818 стадионов и комплексных площадок, 624 спортивных зала, свыше 11 тыс. спортплощадок и футбольных полей. Физкультурную и спортивную работу проводят 3873 тренера-специалиста и 332 тыс. общественных инструкторов и судей по спорту. Среди воспитанников ДСО
«А.» — чемпионы 18-х Олимпийских игр (1964) Н. Чужиков и А. Химич (гребля), чемпион мира по гребле на байдарках А. Шапоренко, гроссмейстер Л. Штейн (шахматы), 2297 мастеров спорта, 23 735 кандидатов в мастера спорта и перворазрядников.
Н. А. Макарцев.

Авангардизм

Авангардизм это сводное название совокупности направлений мирового, в первую очередь европейского искусства, которые возникли на границе XIX и XX веков. Как пересмотр классических традиций в пользу новых нетрадиционных начал, литературный авангардизм отклоняет прежние каноны реалистического образа произведения, приносит новые средства выражения его традиционной структуры.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Интенсивный период развития авангардизма

Интенсивный период развития авангардизма 1905-1930 год тесно связан с модернизмом, его черты отразились в таких наиболее крупных модернистских направлениях как: импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм, поскольку, несмотря на широкую распространенность авангардистских концепций, ни одно движение или школа не обозначали принадлежность к авангарду в своем названии. Творческие группы начали именоваться авангардистскими после их распада.

Из-за опасной политической ситуации в Европе в конце 1930-х годов бунтарский характер творчества авангардистов сменяется военно-политическим содержанием, что приводит к исчезновению экстремальной литературы.

Авангардизм возродился в европейской литературе послевоенного периода 1950-1960 годах, его экстремальные идеи воплотились в новом движении «неоавангард», проложившего основу таким направлениям как концептуализм и гипперреализм. Но неоавангардистские тенденции, в отличии от авангардизма начала ХХ века, противостоят не концепциям буржуазного общества, а искусству и культуре социалистических времен.

Отличие авангардизма и модернизма

Модернизм, возникнувший в конце XIX века, является ранним периодом авангардизма, основной период развития которого приходится на первую треть ХХ века. Модернизм с авангардизмом связаны общей утопической целью непринятия реализма, преобразования сознания посредством искусства. Но авангардистам присущи более радикальные идеи перестройки не только сознания, но и общества с помощью искусства.

Модернизм был направлен на художественный переворот, изменения внутри творческих традиций, не отрицая их, авангардизм же радикально выступал против всех предшествующих обычаев.

В отличии от модернизма, авангардизм не является четко обозначенной и сформированной системой философских и художественных условий, основные качества, которыми он руководствуется: неустойчивость границ, эклектика теорий, отсутствие консерватизма.

Разноплановые школы авангардизма существовали недолго, что обусловлено их противостоянием друг с другом в соперничестве за первенство и уникальность их идеологии.

Тем не менее, новаторские оригинальные идеи воплощают общую черту авангардистского искусства в целом, что дает возможность определить его как единое направление, богатое своими художественными формами на протяжении ХХ века. Появление этого движения обусловлено как разрушением основ мирового порядка, провозгласившего либеральность и гуманизм гарантиями социального прогресса, так и неразрывно связано с отсутствием соответственных форм искусства, овеянных новыми приоритетами.

Прежде всего, были опровергнуты эстетические аспекты искусства классического реализма, которые оказались отжившими и не приспособленными для революционного периода ХХ века. Авангардисты считали, что действительность разрушила философские и моральные концепции, чрезвычайно необходимые для искусства этого времени. К примеру, авангардизм вмешивается в аналогию между понятиями образности и выразительности, отдавая предпочтение последнему. В сравнении с реализмом, который предпочитал полностью и всесторонне изображать мир во всех его гранях, передаваемых художником, авангардизм придерживался противоположных принципов, считая такое органичное и многоплановое изображение недопустимым в обстоятельствах, при которых разрушено мироустройство, современная жизнь человечества охвачена хаосом, беспорядком, происходят тяжелые революционные события. Искусство авангардизма отказывается от репрезентативности – воспроизведения действительности в привычных и точных видах. На смену приходит идея художественного деформирования реальности, которая проложит путь для создания таких важных стилистических приемов, как гипербола, алогизм, гротеск, в отдельных своих формах побуждающая отвергнуть классический творческий акт в пользу образного жеста, который служит отчаянием перед жестоким миром, несогласие с его устоями. Бертольд Брехт

Ощущая время как период кардинальной смены жизненного порядка, падения стойких, несокрушимых убеждений, авангардисты явно примыкают к радикально левым идеологическим силам, что связывает его школы (футуризм, экспрессионизм) с коммунистическими концепциями, так же как и творчество мастеров слова Владимира Владимировича Маяковского, Бертольда Брехта, Луи Арагона, Поля Элюара. Теории коммунизма противоречили незаменимой авангардистской цели о полной свободе и независимости искусства, несочетаемой с канонами. Таким же недопустимым являлось разногласие между теорией подчинения искусства политике коммунизма и авангардистским неконсерватизмом, сопутствующим непрерывному творческому процессу.

Революционное искусство – авангардизм

Признававший себя революционным искусством, авангардизм, сохраняя свою природу, был воспринят на территории коммунистических стран антинародным и формалистическим течением, в Германии был назвав «дегенеративным искусством». Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Однако, авангардизм, по правде, в некоторой степени помог укреплению тоталитарных властей, его идеологическое несоответствие тоталитаризму было очевидным явлением, что привело к уничтожению авангардистской культуры, ее школ, арестам и убийствам выдающихся деятелей искусства. Жертвами жестокой расправы стали: яркий представитель театрального гротеска Всеволод Эмильевич Мейерхольд, писатель, поэт Даниил Иванович Хармс, писатель, поэт, сценарист Николай Макарович Олейников, актер, режиссер Александр Яковлевич Таиров и другие.

Отличительные особенности авангардизма

Авангардизм – смелое новаторское течение, не имеющее страха к большим экспериментам, следуя истине. В поисках правды он проникает в подсознательное и дорефлективное, в мистическое состояние, подобное сну (сюрреализм, использующий аллюзии и парадоксы), раскрывает формы психологического (иррациональный дадаизм), социального искусства (футуризм, неоавангард), травестирует стандартные понятия, которые оказываются несуразными (абсурдизм), задействует художественные решения с помощью подчеркнуто геометрических условных форм (кубизм).

Эдвард Эстлин Каммингс

Несмотря на богатство необычных эстетических приемов, насыщенность художественными техниками, авангардизм не лишается принципа развенчания мифической реальности – демифологизации, обнаружения ее природных составляющих, которые завуалированы системой художественных принципов, в крайнем происходит полное отклонение эстетического эффекта ради непосредственности, «слова на свободе», «искусства прямого воздействия» (Эдвард Эстлин Каммингс, Эрнст Толлер).

Вместо свойственной реализму и модернизму теории произведения как законченной цельной системы, в которой логично выражен эстетический смысл, авангардизм вводит идею свободного текста, предусмотренного для интерпретаций и импровизаций, участии читателя в создании сюжета, который до конца не познается (разделение понятий «произведение» и «текст», рекомендуемое в 1950-х гг. Роланом Бартом, первоначально отталкивается от авангардизма).

Понятие «расплывчатого смысла» преобладает в литературе неоавангарда, что противоречит модернистскому «концентрированному смыслу», принадлежащему автору произведения.
В отличии от классического модернизма авангардизм рассматривается как не элитарное и открытое искусство, однако отдельные его школы пользовались скрытыми теориями создания эстетического пространства, концепциями «чистой поэзии», теорией «незаинтересованного творчества», которая не признает связи искусства с историей.

Слово авангардизм произошло от французского avantgarde, что в переводе означает — передовой отряд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector